Существует несколько подходов к проблеме выздоровления от различных форм зависимостей и к реабилитации, в зависимости от этих подходов и написана литература по данной проблематике.

1. Анонимная литература

Пожалуй, самой полной и беспристрастной является литература сообщества Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов, это «Книга АА», «Книга АН», «12 шагов и 12 традиций», «Как это работает» и «Жить трезвыми» и другие. Там подробно, пошагово описан процесс выздоровления. Словом «выздоровление» называется не результирующие состояние (синоним слова «здоровье»), а отрезок жизни человека после того, как он прекратил употреблять химическое вещество и начал работать по программе выздоровления. Таким образом, выздоровление может иметь различную длительность.

Книги эти написаны исходя из личного опыта преодоления зависимости. Предлагаемая программа выздоровления — это образ жизни. Для того, чтобы лучше понять суть этого блока литературы, приведу несколько цитат из книги АН:

«Мы не нашли лекарство от наркомании. Мы только предлагаем проверенный план ежедневного выздоровления»

«На собственном опыте мы убедились, что каждый наркоман страдает от неизлечимой болезни тела, разума, души. Мы оказались перед безнадежной дилеммой, решение которой является духовным по своей природе. … Наша программа представляет собой ряд духовных принципов, с помощью которых мы выздоравливаем от кажущегося безнадежным состояния души и тела» (Синяя книга Анонимных Наркоманов. Пятое издание С. XVXVI).

Ключевые категории выздоровления в данной группе источников названы духовными принципами. «Существует одно препятствие, которое больше, чем другие угрожает процессу выздоровления – это равнодушное и нетерпимое отношение к духовным принципам. Три принципа: честность, непредубежденность и готовность к действиям – являются для нас просто необходимыми» (Синяя книга Анонимных Наркоманов. Пятое издание. С – 21). Нечестность, предвзятость и нежелание действовать – вот три самых главных врага выздоровления. Следование духовным принципам означает постоянное выздоровление.

Главным, основополагающим принципом выздоровления считается честность. С честности все начинается:

«Отрицание зависимости заставляло нас страдать, но наше честное признание её помогло нам прекратить употребление»

(Там же. С. 18). Честностью выздоровление поддерживается: «Неумолимая честность – вот что является самым важным, когда мы учимся жить одним днем. Честность – это противоядие для нашего пораженного болезнью мышления» (Там же. С. 121). Неспособными к выздоровлению считаются люди неспособные к честности.

Не менее важными являются другие два принципа – непредубежденность и готовность действовать. Если сказать проще, непредубежденность – это открытость или восприимчивость. Только восприимчивость позволяет услышать то, что может помочь, выслушивать различные точки зрения и делать выводы. Готовность к действию означает готовность делать то, что потребуется для выздоровления.

Эти три принципа ключевые, но есть и другие. «Оставаясь чистыми, мы начинаем применять духовные принципы, как надежда, отказ от собственной воли и принятие воли Высшей Силы, честность, непредвзятость, готовность, вера, терпимость, терпение, смирение, бескорыстная любовь» (Там же. С. 63).

Вере в Высшую Силу в анонимной литературе уделяется огромное внимание. (В рамках программы БОГ упоминается в том виде, котором его проще воспринять каждой конкретной личности. Таким образом, создаются предпосылки для прихода в программу тех, кто не верит в Бога в силу разных причин. В частности, в одной из книг Анонимных Сообществ  есть указание на это: «Атеистам и агностика скажите, что они вовсе не обязаны понимать Бога в нашем понимании. Пусть вместо бога признают свою разумную правду. Самое важное, чтобы все они верили, что существует какая-то сила более великая, нежели они сами»). Процесс обращения к вере возвращает здравомыслие. Со временем, в процессе выздоровления, решение просить Бога о помощи становится главным источником мужества и силы. Смирение – это результат честности перед собою. По мере осознания необходимости быть прощенным, человек начинает прощать.

Результатом жизни по Программе должно стать духовное пробуждение.

«Самым главным фактом является не что иное, как появление у нас глубокого и действенного духовного опыта, который коренным образом изменил наше отношение к миру, к жизни. Самое главное в нашей жизни сегодня – абсолютная уверенность в том, что Создатель, совершенно чудодейственным способом, вошел в наши сердца и жизни. Он сумел совершить для нас то, что мы никогда не смогли бы сделать сами» (Большая книга Анонимных Алкоголиков. Четвертое издание С. 45).

Книга Анонимных Алкоголиков «Жить трезвыми» предлагает некоторые методы сохранения трезвости, используемые членами АА, такие как: удержаться от первой рюмки, использовать суточный план, стать деятельным, изменить прежний распорядок, выбрать наставника, иметь время для отдыха, избавиться от одиночества, «жить и давать жить другим», молиться об умиротворении, остерегаться раздражения и обид, быть доброжелательным и благодарным, вытравить из сознания жалость к себе, обращаться за помощью, читать публикации АА, посещать собрания АА и т.д.

В книге «Анонимные наркоманы» четко обозначено, что цена выздоровления – постоянная бдительность.

Важной категорией выздоровления в анонимной литературе считается спонсорство или наставничество. Суть спонсорства в том, что человек с большим опытом трезвости направляет на пути выздоровления начинающего или менее опытного.

И еще одним важным критерием выздоровления является знание зависимыми о природе своего заболевания. Люди с зависимостью, как и члены их семей, нуждаются в знании истинных причин происходящего, им нужна уверенность в том, что эмоциональная неустойчивость – явление временное. Им надо слышать от тех, кто сам прошел через муки выздоровления, что цель может быть достигнута. Они должны знать, что свободная от наркотиков и алкоголя жизнь привлекательна и достижима.

2. Авторская литература

К другой группе источников можно отнести «авторскую» литературу по проблеме выздоровления. Это литература написанная врачами – наркологами, психиатрами, психологами, зависимыми с большим сроком трезвости и другими людьми, так или иначе, столкнувшимися с проблемой зависимости и не безучастными к ее решению.

Если первая группа литературы обращена исключительно к зависимым, то данная группа обращается и к родственникам и к консультантам по зависимости и к просто неравнодушным к проблеме людям. Самыми известными и наиболее отражающими данную группу, пожалуй, являются книги Теренса Горски «Путь выздоровления» и «Остаться трезвым», в которых он систематизирует 12 шаговую программу выздоровления исходя из собственного опыта; Отца Джозефа Мартина «Беседа с мелом у доски», которая представляет из себя прочитанный им цикл лекций для алкоголиков по 12 шагам; Вернона Джонсона «Как заставить наркомана или алкоголика лечиться», где он описывает развитие болезни и дает практические поведенческие советы близким и родным зависимого; книги по созависимости Валентины Москаленко.

Теренс Т. Горски считает, что

«Все навыки, необходимые для долгосрочной трезвости направлены на поиск смысла и цели жизни. Трезвость – это путь обдумывания, путь действий, путь обращения к другим людям. Это философия жизни»

(Теренс Т. Горски. Путь выздоровления. План действий для предотвращения срыва/ Перевод с англ. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2013, – С. 4).

Категорию «смысла жизни», как основную в преодолении зависимости, выделяет австрийский психиатр, психолог, невролог и основатель логотерапии Виктор Франкл.

Он утверждает следующее: если у человека нет смысла жизни, осуществление которого сделало бы его счастливым, он пытается добиться ощущения счастья в обход осуществлению смысла, в частности с помощью химических препаратов. На самом деле нормальное ощущение счастья не выступает в качестве цели, к которой человек стремится, а представляет собой скорее просто сопутствующее явление, сопровождающее достижение цели. Это сопутствующее явление, этот «эффект» может быть, однако, «уловлен», и принятие алкоголя дает такую возможность. Б. А. Маки, директор Центра реабилитации алкоголиков военно-морских сил США, утверждает: «Работая с алкоголиком, мы очень часто убеждаемся, что жизнь, по-видимому, потеряла для него смысл». Ученица Франкла в Международном университете Соединенных Штатов в Сан-Диего в своих исследованиях, результаты которых составили ее диссертацию, получила данные о том, что для 90 процентов исследованных ею случаев тяжелого хронического алкоголизма характерно выраженное ощущение утраты смысла. Тем самым становится и более понятным то, что Крамбо с помощью групповой логотерапии алкоголиков, направленной на снятие экзистенциальной фрустрации, удалось добиться большего успеха, чем в контрольных группах, в которых терапия велась традиционными общепринятыми методами.

Подобные вещи Франкл наблюдал и в случаях наркомании. По Стэнли Криппнеру, 100 процентов случаев наркоманий связаны с ощущением утраты смысла: на вопрос, все ли представляется им бессмысленным, 100 процентов наркоманов отвечали утвердительно. Диссертантка Франкла Бетти Лу Педелфорд, а также Шин и Фехтман, исследовавшие экзистенциальную фрустрацию, показали, что у наркоманов уровень ее более чем вдвое выше, чем в контрольной группе. Фрейзеру, возглавляющему в Калифорнии центр реабилитации наркоманов и применившему там логотерапию, удалось добиться 40-процентного излечения по сравнению с 11 процентами в среднем при традиционных методах лечения (Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. С. 7).

Параллельно с категорией «смысла жизни» в логотерапии используются категории ответственности и «отношение к труду». Ответственность используется как основополагающая категория в большинстве реабилитационных программ, где степень ответственности увеличивается по срокам пребывания на реабилитации.

Философские подходы к проблеме достаточно широки, включают современные подходы к изучению и практическому воздействию на ценностно-смысловую сферу личности, развитые в трансперсональной психологии (Гроф С., Уилбер К., Налимов В.В., Козлов В.В.), философском психоанализе (Юнг К., Фромм Э.), в теологической православной психологии (Братусь Б.С.). В качестве методологии психологических изменений этой сферы выступает системный подход к рассмотрению индивидуальных и групповых психических феноменов, развитый в трудах зарубежных (М. Вертхаймер, К. Левин, Ч. Тарт и др.) и отечественных психологов (Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф., Андреева Г.М., Асмолов А.Г., др.). Все эти авторы в той или иной степени отмечают, что основной причиной деградации является отход человека, прежде всего от духовных ценностей.

Алкоголизм и наркомания обладают защитными механизмами отрицания болезни. Ведущие специалисты в области лечения данных заболеваний В. В. Новикова, В. Д. Москаленко, Вернон Джонсон, отец Джозеф Мартин и другие считают, что выздоровление может начаться только тогда, когда больного перестанут поддерживать и дадут почувствовать ответственность за свое употребление.

Отец Джозеф Мартин ключом к выздоровлению считает понимание того, что алкоголики и наркоманы больны, ведь больные люди стремятся выздороветь. Но он говорит, что:

«Алкоголики сами несут ответственность за свое поведение. Каждый раз, когда мы покрываем их – мы “платим за следующую бутылку”»

(Отец Джозеф Мартин. Беседы с мелом у доски. URL: http://www.stsv.org/sites/default/files/site/library/OLDWORLD_documents/Chalk%20Talks%20by%20Fr.Martin.doc Дата обращения: 04.03.2015).

В. Д. Москаленко, психотерапевт, психиатр-нарколог, клинический генетик и семейный психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор советует близким и родным зависимого: «Дорогие жены и матери! Не ходите за ним как за малым дитем, и не подбирайте осколки разбитой жизни. Если он буквально разбил что-то в доме, пусть мусор лежит до тех пор, пока он не протрезвится и сам не уберет. Не звоните начальнику, чтобы сказать, что муж простудился и не выйдет на работу. Не выручайте его из вытрезвителя, из милиции или других затруднительных ситуаций. Пусть он сам из них выходит, пусть он сам объясняется. Пусть он сам извиняется. Позвольте ему быть ответственным за его поведение. Не поучайте и не пилите его. Перекладывая на него ответственность за его поведение, вы даете ему понять, что он еще чего-то стоит» (Москаленко В. Д. Зависимость: семейная болезнь. 7-е изд., стереотип. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2014. С. 262-263).

Со временем химически зависимый человек развивает у себя способность подавлять нежелательные, постыдные воспоминания. Он буквально исключает их из памяти. Необходимо разрушить психологические барьеры так, чтобы реальность, пробиваясь сквозь них, могла сиять достаточно долго, чтобы человек сумел примириться с ней.

3. Православная литература

В следующую группу источников входят статьи и книги православных авторов, профессионально занимающихся реабилитацией, самыми известными в этой области, на мой взгляд, являются игумен Анатолий Берестов – руководитель реабилитационного душепопечительского центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, священник Алексей Мороз – автор книг и статей по преодолению зависимостей, руководитель реабилитационного центра «Зебра» – Екатерина Савина.

Их мнения о выздоровлении расходятся. Если центр Екатерины Савиной работает по 12-ти шаговой программе, а в своих книгах она старается наполнить 12-ти шаговою модель православной духовностью, то игумен Анатолий Берестов в статье «Сравнительный анализ православной методики реабилитации и программы 12 шагов» критикует Программу и считает шаговый метод недействительным и даже сектантским. Это не только его мнение, но и достаточно большого числа православных, что он подчеркивает в статье, цитируя подобную точку зрения.

По мнению игумена Анатолия Берестова «Смысл реабилитации – изменить свою духовную природу, перепрограммировать душу, запрограммированную всем образом жизни без Бога на совершение греха, изменить свой образ жизни» (Игумен Анатолий Берестов. Сравнительный анализ православной методики реабилитации и программы 12 шагов. URL: http://ruskline.ru/analitika/2007/10/15/sravnitel_nyj_analiz_pravoslavnoj_metodiki_reabilitacii_i_programmy_12_shagov/). Необходимым он считает привить понятия Бог, духовность, Закон Божий. При реабилитации наркозависимых он исходит из того, что наркомания болезнь не биологическая, а духовная – следствие греха и греховного образа жизни.

В свое время, Святейший Патриарх Алексий отметил, что Пастырские беседы, исповедь, причащение святых тайн Христовых приводят алкоголика или наркомана к здоровой, активной жизни, возвращают его семье и обществу. Это как раз то, что делается в православных реабилитационных центрах.

С точки зрения Алексия Мороза «любая зависимость является, прежде всего, своего рода страстью, то есть греховным навыком, закрепленном в душе и поведении человека в результате его многократного повторения. Являясь, по сути своей, страстью, любая зависимость подчиняется законам развития и образования страстей, так хорошо исследованных святыми отцами, а также правилами их искоренения и преобразования в добродетели» (Священник Алексей Мороз, психолог Владимир Цыганков. Исцели меня, Господи: Преодоление патологических зависимостей. М.: Смирение, 2013. С. 19).

Роман Прищенко – заместитель председателя правления Благотворительного фонда святого праведного Иоанна Кронштадского, который с 2000 г. занимается помощью наркозависимым, выделяет, на мой взгляд, еще одну важную категорию в лечении зависимости – отношение к наркозависимым, их стигматизацию. Он пишет: «Жизненный опыт показывает, что когда начинаешь вживую говорить с людьми (даже с профессионалами и с компетентными в проблеме христианами) о наркозависимости то нередко наталкиваешься на некий барьер из предубеждений, мифов и негативно окрашенного настроения, диапазон которого может колебаться от откровенной ненависти с примесью гадливости – до детского страха. Этот барьер не просто мешает строить диалог. Главное, что по ту сторону барьера остаются живые люди, попавшие в беду…» (Роман Прищенко. Азбука помощи наркозависимым: православный взгляд. URL: http://www.diaconia.ru/book/5459fbc5416da1f87d8b4567)

Роман Прищенко выделяет критерии помощи зависимым. Во-первых – это не работа, а служение, во-вторых, помогающий должен обладать решимостью помочь и внимательностью к человеку. Он обращает внимание на нравственные качества помогающего, главные из них: вера, любовь, трезвость, терпеливость, мужество и религиозность.

Важно обратить внимание на понятие религиозность.

«Реабилитационный процесс, организованный в православной общине, проходит при условии, что все его участники являются воцерковленными людьми, или как минимум, принимают христианскую систему ценностей».

Единство мировоззрения основных деятелей реабилитационного процесса является необходимым условием внутренней непротиворечивости реабилитационного процесса и органичного совмещения реабилитации с жизнью церковной общины» (Там же). Иными словами, помогающие должны быть в одном духе.

«Показателем успеха реабилитации с точки зрения Церкви наряду с устойчивой ремиссией зависимого является сформировавшаяся христианская ценностная мотивация в повседневной жизни» (Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых. М., 2012, С. 4).

Молитва, пост, участие в Таинствах и приобщение к православной культуре – основание помощи и главнейшая часть церковной реабилитации.

Еще одной церковной формой борьбы с зависимостью являются общества трезвости. Эта форма борьбы с зависимостью показала большие успехи в России в начале 20-го века. Целью дореволюционных попечительств о народной трезвости было, во-первых, распространение среди населения здравых понятий о вреде алкогольных напитков; во-вторых, изыскание средств, для предоставления возможности народу проводить свободное время вне питейных заведений. Общества трезвости и сегодня действуют по тем же принципам. Зависимые привлекаются к совместной молитве, обучению, делам милосердия, хоровому пению, краеведению, издательской деятельности, проведению массовых мероприятий и др.

Важной составляющей выздоровления в обществах трезвости является обет трезвости. «Основным и наиболее действенным способом достижения положительных результатов в борьбе со страстью пьянства Православная Церковь считает обет трезвости. …. Обет трезвости дается для того, чтобы оградить волю человека, создать условия для утверждения в добродетели воздержания, привлечь на себя благословение Божие и сугубую благодать, освящающую и вспомоществующую в трудных подвига воздержания» (Как организовать общество трезвости на приходе / свящ. Игорь Бачин; Отдел по церков. Благотворительности и соц. Служению Русской Православ. Церкви. – 3-е изд. – М.: Лепта-Книга, 2013, С. 68-69).

Еще одна группа источников – это официальные документы наркологии, психиатрии, министерства внутренних дел и других министерств, ведомств и объединений, решающих проблему зависимости. Здесь по большей части сухие цифры статистики.

Выдержки из дипломной работы «Анализ духовно-нравственных категорий выздоровления наркозависимых» программного директора ЦЗМ Манакина В.И.

Рубрики: Статьи