Наименование программы

Комплексная Программа психосоциальной реабилитации с химической и нехимической зависимостью МФ по формированию здорового образа жизни «Центр здоровой молодежи»

Цель программы

Психосоциальная реабилитация лиц, зависимых от ПАВ, путем предоставления комплекса социально-реабилитационных и других услуг, а также профилактическая работа с молодежью путем организации стационарной, амбулаторной реабилитации и постреабилитационной поддержки лиц, зависимых от психоактивных веществ, с восстановлением психосоциальной, физической и морально-нравственной (ценностной) составляющей.

 

Целевая группа

 

Совершеннолетние лица мужского и женского пола, страдающие в соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с употреблением алкоголя и наркотиков, с влечением к азартным играм и другими аддиктивными расстройствами.

 

К ним относится следующий контингент пациентов:

 

— больные различными формами наркомании (зависимость от опиоидов, каннабиноидов, кокаина, амфетамина и других психостимуляторов, галлюциногенов, токсикомания, полинаркомания);

 

— больные алкоголизмом;

 

— больные с патологическим влечением к азартным играм (лудомания).

 

Кроме указанного контингента лиц, в структурные подразделения «ЦЗМ» могут поступать лица, имеющие опыт эпизодического употребления ПАВ.

 

 

Ожидаемые результаты

 

 

-Полный отказ участников, прошедших Программу от употребления психоактивных веществ (не менее 1 года).

 

-Трансформация неадаптивных межличностных паттернов поведения,

 

-Обретение альтернативной модели опыта, пропагандирующей здоровый образ жизни,

 

-Избавление от повторения деструктивных личностных кризисов в будущем.

 

-Составлен план поддерживающей терапии и последующей амбулаторной работы относительно своих социально-психологических проблем;

 

-Овладение базовыми знаниями о химической зависимости и способе профилактики рецидивов;

 

-Формирование готовности обратиться за помощью с целью предотвращения рецидивов;

 

-Сформирована ориентация на дальнейшую ресоциализацию в различных сферах жизни.

 

-Сформирована мотивация к регулярному посещению собраний «Анонимных Алкоголиков» или «Анонимных Наркоманов», семейных клубов трезвости, групп самопомощи «ЦЗМ», участию в амбулаторной программе.

 

-Сформирована ориентация на дальнейшую социализацию и улучшение семейных отношений.

 

-Участник Программы подготовлены к дальнейшей работе по программе «Равный — Равному», принимает участие в профилактической работе и консультациях.

 

 

Срок реализации программы

 

 

2012 — 2030 годы

 

 

Авторы программы

 

 

Каклюгин Н.В., Зенцова Н.И., Разин Н.В.

 

 

Консультанты

 

 

Гавриленко С.А., Лушников Н.В., Иванов К.А., Кокарев В.С., Кокарева К.О.

 

 

Исполнитель программы

 

 

Местный фонд по формированию здорового образа жизни «ЦЗМ»

 

 

Партнеры программы

 

 

Лечебно-профилактические государственные учреждения, учреждения социального обслуживания населения, муниципальные, региональные, федеральные органы государственной власти, электронные и печатные средства массовой информации, научно-исследовательские учреждения, международные и российские неправительственные организации, традиционные религиозные объединения.

 

 

Территория использования программы

 

 

Республика Беларусь.

 

 

Правовые основы реализации программы

 

 

Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях» от 4 октября 1994 г. № 3254-XІІ

 

-ГОСТ Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг»;

 

-ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения»;

 

-Устав БФ «Центр здоровой молодежи»

 

 

Источники финансирования программы

 

 

— Целевые благотворительные взносы физических лиц, предприятий и организаций, учреждений, фондов и т.п.

 

— Добровольные пожертвования;

 

— Гранты;

 

— Субсидии;

 

— Доходы (чистая прибыль, остающаяся в распоряжении после уплаты налогов) от ведения предпринимательской деятельности — выполнения работ, оказания услуг, а также операционные и внереализационные доходы.

 

 

 

ПАВ — психоактивное вещество

 

РС — реабилитационная среда

 

РЦ — реабилитационный центр

 

ТС — терапевтическое сообщество

 

МКБ-10 — международная классификация болезней 10-го пересмотра

 

АН — сообщество «Анонимные Наркоманы»

 

АА — сообщество «Анонимные Алкоголики»

 

БФ — благотворительный фонд

 

МФ — местный фонд

 

«ЦЗМ» — «Центр здоровой молодежи»

 

Некоммерческой организацией является организация, которая не имеет основной целью получение прибыли, и не распределяет полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации создаются в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, в других формах, предусмотренных федеральным законодательством.

 

Наркотики/наркотические средства — вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.

 

Психоактивные вещества — алкоголь, все виды наркотических средств и приравненных к ним наркотических веществ.

 

Наркомания  заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «наркомания является состоянием периодической или хронической интоксикации, вредной для человека и общества, вызванной употреблением наркотического средства естественного или синтетического происхождения».

 

Согласно МКБ-10, наркомания (синдром зависимости) — комплекс поведенческих, познавательных и физиологических симптомов, который возникает после повторных употреблений вещества и обычно включает сильное влечение к нему; трудности в контролировании его употребления; упорное продолжение его использования, несмотря на пагубные последствия; предпочтение употребления ПАВ в ущерб другим видам деятельности и выполнению обязанностей; возрастание допустимых пределов употребления и иногда состояние абстиненции.

 

Больной наркоманией — лицо, которому по результатам медицинского освидетельствования поставлен диагноз «наркомания».

 

Реабилитация в медицине — комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм. В 1969 году термин признан Всемирной организацией здравоохранения.

 

Отличается от обычного лечения тем, что здесь имеет место не только устранение проявлений болезни, но также выработка у больного качеств, помогающих приспособиться к окружающей среде, то есть, ресоциализироваться.

 

Реабилитация в наркологии — система медицинских, психологических, воспитательных, образовательных, социальных, правовых и трудовых мер, направленных на восстановление физического и психическогосостояния больного, коррекцию, восстановление или формирование его социально приемлемых поведенческих, личностных и социальных качеств, способности приспособления к окружающей среде, полноценного функционирования в обществе без употребления психоактивных веществ.

 

Участник реабилитационной программы — лицо, находящееся в трудной жизненной ситуации в связи с употреблением наркотических средств, добровольно проходящее данную программу с целью восстановления адекватного личностного и социального статуса.

 

Сотрудник программы социальной реабилитации — штатный работник МФ, непосредственно организующий и реализующий оказание социальной помощи участникам программы социальной реабилитации.

 

Стажер программы социальной реабилитации — доброволец, оказывающий помощь в работе сотрудникам программы социальной реабилитации, имеющий намерение впоследствии стать сотрудником данной программы.

 

Старший участник программы социальной реабилитации — участник программы социальной реабилитации, выступающий наставником в отношении вверенного ему младшего участника программы социальной реабилитации.

 

Младший участник программы социальной реабилитации — лицо, проходящее начальные этапы программы социальной реабилитации и нуждающееся в особой поддержке и помощи.

 

Реабилитационный центр — стационарное учреждение, в котором реализуется программа социальной реабилитации наркологических больных.

 

Ресоциализация — изменение ставших неадекватными ценностей, норм и отношений человека в соответствии с новыми социальными предписаниями с целью повторного вхождения в большое общество. Это процесс приобщения лиц, зависимых от ПАВ, к социальным нормам поведения и ценностям, необходимым для успешного функционирования в конкретном обществе. Включает социально-поведенческий, социально-психологический и социально-культуральный аспекты, а также улучшение качества жизни наркозависимых..

 

Терапия средой — лечебное воздействие среды, лечение средой) представляет собой использование терапевтического потенциала взаимодействия больного с окружением, средой. Под средой подразумевается все, что окружает больного в стационарном учреждении (вещи, люди, процессы, события) и является неотъемлемым фактором стационарного содержания, лечения и реабилитации.

 

Реабилитационная среда (РС) — это специально организованная среда реабилитационного центра, способствующая коррекции поведения и личностных качеств в ходе совместного проживания и/или деятельности ее членов.

 

Эффективное функционирование РС базируется на спланированных совместных мероприятиях, системе традиций, правил и ритуалов, принятых персоналом и пациентами Центров. К ним относятся общие и групповые занятия, собрания, процедуры «приема» и «выписки» из Центра, повышения «статуса» пациентов в соответствии с внутренней иерархией, система поощрений и наказаний, основанные на принципе психологической обратной связи.

 

Важный компонент РС — это использование ролевой модели «позитивного лидера», к которому хотелось бы приблизиться, походить на него или даже превзойти. В качестве ролевых моделей обычно выступают священники, психологи, социальные работники, а также наркозависимые с большими сроками ремиссии, волонтеры, консультанты и т.д.

 

Терапевтическое сообщество — сконструированная специальным образом среда стационарного реабилитационного учреждения, поощряющая деятельность пациентов в рамках социальных норм и способствующая коррекции поведения и личности в ходе совместного проживания и/или деятельности его членов. Специальные обучающие методы применяются для преодоления чувства зависимости пациентов, для поощрения у них чувства личной ответственности и ускорения социальной реабилитации. Работа эффективного терапевтического сообщества строится через особые совместные мероприятия и систему принятых персоналом и пациентами традиций и ритуалов. Это общие и групповые собрания, процедуры «приёма» и «выписки», повышения «статуса» пациентов в соответствии с внутренней иерархией, система поощрений и наказаний, основанные на принципе психологической обратной связи.

 

Оценка эффективности реализации Программы

 

Эффективность программы психосоциальной реабилитации оценивается путем поэтапного тестирования, а также данных мониторинга. Оценка имеет системный характер. Воздержание от приема психоактивных веществ является важным, но не единственным показателем качества реабилитационного процесса.

 

Основной показатель — возвращение в социум и возобновление нормальной жизнедеятельности. Таким образом, оцениваются и показатели качества жизни.

 

Реабилитационный процесс на выходе пациента из терапевтического сообщества должен завершаться овладением основными жизненными навыками, бытовыми умениями, способностью к регулярной учебе и труду.

 

Основные критерии эффективности реабилитационной программы:

 

    1. Завершение полного курса реабилитации;

 

    1. Выработка способности адекватной самооценки пациентов (болезни, эффективности собственной учебной и трудовой деятельности, содержательности альтернативного досуга без приема психоактивных веществ);

 

 

    1. Приобретение навыков профилактики рецидивов заболевания;

 

    1. Принятие идеи абстиненции и здорового образа жизни;

 

    1. Активизация позитивных жизненных взглядов и представлений;

 

    1. Преодоление эгоцентризма и выработка активной жизненной позиции;

 

    1. Уход от стигматизации наркозависимого (преодоление чувства «неполноценности» наркологического больного);

 

    1. Волонтёрская помощь наркозависимым и их родственникам;

 

    1. Приобретение и реализация новых трудовых навыков;

 

    1. Расширение круга знакомых и принятие позитивного опыта других людей.

 

 

Наиболее значимым критерием успешности реабилитационной программы является повышение степени самостоятельности и ответственности за свою жизнь индивида в ремиссии, что может свидетельствовать об укреплении здоровой части его личности. Другими значимыми критериями являются социальные признаки — устройство на работу, наличие ненаркотического круга общения, создание семьи.

 

Оценка эффективности ТС как модели реабилитации для лиц, злоупотребляющих ПАВ, указывает на ее очевидное преимущество в сравнении с прочими методами. Это обусловлено двумя основными причинами.

 

    • Протяженность во времени дает сразу несколько преимуществ Программе.

 

    • Уникальные условия — наличие времени, а также организованная, структурированная терапевтическая среда, создаваемая в сообществе дают неоценимую возможность применять практически все действенные методики, доступные в реабилитации. Это особенно важно, учитывая, что в каждом конкретном случае должны учитываться все потребности человека.

 

 

Факторы успеха терапии средой, содержащиеся в Центре, функционирующем в соответствии с моделью ТС:

 

    • заместитель семьи (аспект безопасности и поддержки),

 

    • постоянная, несложная философия,

 

    • равновесие между демократией, автономией и терапией,

 

    • обучение формам общественного поведения,

 

    • обучение с помощью кризисных ситуаций,

 

    • психотерапевтический аспект разнообразных форм деятельности,

 

    • ответственность за собственное поведение,

 

    • улучшение самооценки с помощью творческого, активного участия в жизни сообщества,

 

    • усваивание положительных ценностей,

 

    • положительный прессинг ровесников,

 

    • обучение понимания и выражения собственных эмоций,

 

    • изменение негативного социального поведения,

 

    • укрепление семейных связей.

 

 

11 факторов, повышающих эффективность реабилитационного процесса в Центре:

 

    1. Вселение надежды на решение своих проблем, лучшее самочувствие и т.п.: надежда, внушаемая и поддерживаемая психотерапевтом и другими членами группы, выражается в отношении к целям терапии, способствует выявлению других лечебных элементов, чем увеличивает эффективность влияния группы;

 

    1. Передача информации — о здоровье и болезни, о свойствах психологического и социального функционирования в сообществе: советы, касающиеся понимания и решения жизненных проблем, которые терапевт и члены группы дают пациенту, приводят к осознанию причины изменений в своем поведении. Благодаря этому увеличивается способность понимания себя и других людей;

 

    1. Универсальность проблем — пациенты, начинающие терапию, уверены в неповторимости своих проблем, страхов, трудностей и неудач. Чувствуют себя одинокими, несчастными, изолированными от группы из-за своей уникальности. Открытие того, что у остальных членов РЦ такие же проблемы и переживания, дает чувство соучастия, обеспечивает чувство безопасности в группе («все мы едем на одной телеге»), что позволяет открыться на более позднем этапе лечения;

 

    1. Альтруизм — большинство зависимых людей считают, что не заслуживают сочувствия других, что не имеют никакой ценности для окружающих. Помогая людям, зависимые имеют шанс увеличить чувство собственного достоинства, открыть то, что может быть для кого-то важным и нужны

 

    1. Коррекция опыта раннего детства — терапевтический аспект, проявляющийся прежде всего в значимости осознания пациентом неприятных ситуаций, произошедших в детстве, благодаря рассмотрению их в атмосфере безопасности, их влияния на понимание себя, развитие некоторых отклонений в поведении и отношении к другим;

 

    1. Социализация — приобретение новых эффективных техник поведения в обществе способствует упорядочению функционирования в окружающей среде. Благодаря применению соответствующих техник (например, игра ролей в симулирующих ситуациях) у пациентов есть возможность «протестировать» своё новое поведение, увидеть как оно влияет на окружающих и какую пользу приносит им самим;

 

    1. Копирующее поведение — наблюдение за действиями сотрудников и других членов группы ведёт к присваиванию себе определенного поведения, жестов, способов выражения эмоций;

 

    1. Интерперсональное обучение — трудно себе представить, чтобы обучение навыкам, необходимым в контактах с людьми, проводилось в одиночестве. Благодаря информации, даваемой другим, и самоконтролю, член сообщества осознает не только значение своего поведения, но также начинает понимать значение влияния собственного поведения на чувства других и формирование общественного мнения о нём. Удовлетворяющие межличностные отношения обуславливают ослабление страха перед обществом, а поэтому неизбежно повышают самооценку, увеличивают автономию и эффективность своих действий;

 

    1. Сплоченность группы — следует из важности группы и ее отдельных членов для каждого участника. В условиях взаимного принятия и понимания человек более склонен к выражению и познанию самого себя;

 

    1. Katharsis (катарсис) — вера в положительный эффект терапии дает возможность отреагировать благодаря повторному переживанию в атмосфере безопасности и без напряжения, связанного с эмоциональными проблемами, а этим снимается блокада со способностей положительного переживания различных жизненных ситуаций;

 

    1. Принятие экзистенциальных аспектов бытия — уязвимости определенных аспектов человеческого существования, таких как боль и смерть, от которых нет спасения; понимание ответственности за свою жизнь, независимо от того, насколько могут помочь другие, облегчает перенос полученного опыта в группе в каждодневную жизнь.

 

 

Ключевые факторы успеха программы социальной реабилитации, которые развиваются у пациентов на этапе выпускника:

 

    1. Умение принимать замечания (положительные и отрицательные);

 

    1. Отсутствие поисков «легких путей»;

 

    1. Навык работы со своими чувствами, умение адекватно выражать их;

 

    1. Способность поддерживать терапевтические контакты;

 

    1. Осознание потерь, понесенных из-за употребления наркотиков;

 

    1. Стремление повысить свой образовательный уровень;

 

    1. Признание бессилия перед своей проблемой;

 

    1. Ответственность за свои поступки;

 

    1. Открытость перед окружающими;

 

    1. Добросовестность в выполнении поставленных задач;

 

    1. Профессиональные способности;

 

    1. Способность взаимодействовать с группой;

 

    1. Культурный уровень;

 

    1. Умение распознавать свои проблемы;

 

    1. Честность;

 

    1. Бескорыстность;

 

    1. Трудолюбие;

 

    1. Возможность восстановления отношений с семьей;

 

    1. Умение обращаться за помощью в трудный момент.

 

Рубрики: Статьи