​Гордыня, как дефект характера и мировосприятия связана с неправильной оценкой себя: с завышенной или (гораздо чаще) заниженной самооценкой. Самовлюбленность «Я самый правильный» — это «правосторонняя», «праворукая» гордость, а не принятие себя, ненависть к себе («Я самый плохой, самый жалкий, я никому не нужен») — это гордость «левосторонняя», «леворукая», но оба вида этой гордости — две стороны одной и той же медали.

​У гордого человека преувеличенное представление о том, чем он является, но совсем никакого представления о том, чем он НЕ является.

Основные причины гордыни:

• Страх узнать, увидеть себя без маски, настоящим. Страх, существующий в человеке от недостатка любви (или от неумения ощутить эту любовь), от привычки всегда «играть какую-то роль, даже перед самим собой». Эта привычка — от убеждения, что «никто не может любить меня таким, какой я есть, никто не может любить меня просто за то, что я ЕСТЬ, а не за то, КАКОЙ я».

• Эгоизм. Он ведет к стремлению быть всегда правым, лучше других. Мы начинаем сравнивать себя с другими людьми, и если видим, что они чем-то лучше нас, то начинаем искать в них недостатки. Как правило, мы не хотим видеть свои недостатки, а стараемся найти их в окружающих нас людях.

• Неправильное представление о себе. Чувство собственной неполноценности, незавершенности, недостаточности вызывает попытки преодолеть его, доказывая другим (но, прежде всего самому себе) свое превосходство. Это ведет к формированию ложного, искаженного как в кривом зеркале представления о собственном «Я».

• Неверные убеждения, установки. Это привычка, например, думать, что единственный способ увериться в себе, самоутвердиться — это быть первым, лучшим во всем. Или это убеждение, что достичь каких-либо целей в жизни можно лишь самостоятельно, ни в коем случае не прибегая к помощи других людей.

• Искаженная система ценностей. Мы стремимся быть лучшими, чтобы как бы оказаться в безопасном положении — ВНЕ круга других людей и НАД ними. Или же мы стремимся все делать самостоятельно — чтобы в случае успеха наших действий, безраздельно принимать благодарности и признание от других.

• Духовная слепота. Это неспособность увидеть себя такими, какие мы есть на самом деле. При этом мы всеми силами стремимся «прибавить себе хоть сантиметр роста», чтобы выглядеть так как нам хочется.

• Нечестность. Наша духовная слепота, незнание своего настоящего «Я» вынуждает нас оправдывать, защищать себя, рационализировать свое поведение в попытках сохранить тот построенный нами самими образ «Я», который часто очень и очень далек от реальности. Эти же причины заставляют нас лгать другим людям, а часто мы пытаемся обмануть и самих себя. Например, когда алкоголик говорит кому-то, что больше никогда не будет пить, он сам обычно верит тому, что говорит. Своих обещаний он не сдерживает не потому, что хотел кого-то обмануть, а потому что не знал своих реальных возможностей.

НЕКОТОРЫЕ ФОРМЫ ГОДЫНИ:

1. Заносчивость, надменность. Это демонстрация своего превосходства, часто — в обидной для окружающих форме. Например, если нам что-то хотят объяснить — мы говорим, что все это нам давно известно. Или это заявление типа: «Я, без вас прекрасно обойдусь, а вот вам-то без меня обойтись никак не удастся». Заносчивый человек хочет казаться более значимым, чем он есть на самом деле.

2. Тщеславие — чрезмерное желание завоевать признание и похвалу. Тщеславный человек крайне озабочен тем, как он воспринимается окружающими, придавая чрезмерно много значения «внешним признакам» благополучия и благосостояния.

3. Властность — стремление к контролю, руководству, к давлению на других людей. Эта черта часто проявляется в родителях, стремящихся наставить своего ребенка «на путь истинный», в учителях, тиранящих своих учеников и во многих других людях.

Рубрики: Статьи