Ещё в детстве почти каждого человека обучают скрывать свои негативные эмоции. Естественно, в каждой семье свои границы проявления агрессии. Но чаще всего, дети такого права лишены. Максимум, на что имеет право ребенок, это поплакать, или уйти к себе, хлопнув дверью. И даже такое поведение порицается и считается недостойным. Но при этом, даже родительский запрет на проявление чувств, не отменяет рождение эмоций. Если человеку жарко, то он потеет. Если человек испытывает дискомфорт — он злится. Это непреложный закон. Вся разница в том, как именно будет злиться каждый человек.
Нас не учили злиться безопасно для себя и окружающих. Поэтому очень часто наш выбор не будет ни осознанным, ни оптимальным. Далее мы представим авторскую схему «Управление негативными эмоциями». При ее описании мы будем говорить в основном об агрессии — как наиболее яркой негативной эмоции.
Выплеснуть на близких
Энергия негативной эмоции пойдет по тому пути, которому с детства обучали этого человека. Один из самых «легких» вариантов для потенциального клиента — вылить негатив на близких людей.
Подавить в себе
Это не очень быстрый, но очень верный путь в болезнь. Например, в гипертоническую болезнь (далее ГБ). ГБ одна из первых отнесена к психосоматике, т.е. с доказанными психологическими причинами. Наиболее частая причина, неумение справляться иным путем с негативными эмоциями, в первую очередь, с агрессией.
Принять алкоголь или др. ПАВ
Следующий вариант эмоционального обмена породил и зависимости, и существование наркологии. В состоянии опьянения любым психоактивным веществом гораздо легче дать себе разрешение злиться, или переживать стыд и вину.
Злиться безопасно для себя и окружающих
Сюда можно отнести множество форм социального, и даже морального поведения. Вот примерный перечень:
1. Работа, амбициозные профессиональные достижения.
2. Дополнительное образование, как профессиональное, так и несущее прикладное значение.
3. Деятельность в сфере политики, религиозных и общественных организаций.
4. Занятия спортом, профессиональные и любительские, в том числе в качестве болельщика.
5. Активная деятельность в отношениях — такой акцент вносится нами для того, чтобы учесть усилия, предпринимаемые индивидом как внутри семьи, так и вне ее.
6. Хобби и увлечения, в том числе театр, кино, выставки и музеи.
7. Прикладные занятия психологией и психотерапией. Приобретение специальных навыков.
Творчество
Этот вариант предлагается нами как отдельный от предыдущего с учетом его высокой эффективности. На наш взгляд, человек, имеющий доступ к творчеству, резко снижает свои шансы на приобретение зависимости от ПАВ.
Исправить ситуацию
Именно этот вариант социального поведения мы считаем тем самым «мирным руслом», направление энергии в которое, в силах кардинально повлиять не только на развитие аддикции, но и сыграть главную роль в повышении качества жизни любого человека. Неоценимую помощь на этом этапе окажет психотерапия. Она в силах помочь переоценить ценности, осознать эмоции, дать механизмы воздействия на самого себя и управления эмоциями.