Выдержки из дипломной работы «Анализ духовно-нравственных категорий выздоровления наркозависимых» программного директора ЦЗМ Манакина В.И.

 

Алкоголизм и наркоманию можно назвать проблемой номер один нашего времени, эпидемией несущей в себе разрушение духовной, психической и физической природы человека, ставящей под угрозу само его существование. Это специфические болезни нашей цивилизации, причина которых кроется в том, что в человеческом сердце, в семьях, в обществе не нашлось места для Бога. Мировая философия издавна объясняла стремление к наркотическим веществам врожденной склонностью человеческой личности – изначальной тоской по непостижимому.

 

В «Социальной концепции Русской Православной Церкви» написано: «Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных и наркотических иллюзий – это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но и всего общества – это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001)

 

В сборнике «Страсть, грех или болезнь» Патриарх Кирилл говорит, что Церковь должна помогать больным на базе медицинских учреждений. Сам он тоже пытался помогать, но чаще всего его постигало глубочайшее разочарование. Он убежден, что должны приветствоваться любые средства, которые помогают человеку избавиться от алкоголизма и наркомании, если эти средства не связаны с отказом от христианских убеждений (Страсть, грех или болезнь. М.: Даниловский благовестник, 2009. –  с. 5).

 

Реабилитация – это лечение наркозависимости, затрагивающие все пораженные болезнью человеческие стороны – биологическую, психологическую, социальную, духовную.

 

Понять, что главным образом способствует и что мешает успешному прохождению реабилитации необходимо, для того чтобы выработать максимально действенную программу выздоровления.

 

В «обычной» ситуации человек верит, что его потребности могут быть удовлетворены, цели достигнуты в результате его собственных действий, действий других людей или стечения обстоятельств. Но вот складывается положение, где удовлетворение невозможно, утраченного уже не вернуть, нарушенного не исправить, попранного не возродить, сделать ничего нельзя.

 

Ничего не утешает и не успокаивает душу наркомана при оставлении наркотиков. Скорбит душа смертельно, всерьез рассматриваются мысли о самоубийстве или об оставлении борьбы с болезнью и употреблении «до конца». И тут подходит наркоман к той черте у которой только и может открыться вера, у которой обращается человек к людям и к Богу за помощью. Как пишет свт. Игнатий Брянчанинов: «Начало обращения ко Христу заключается в познании человеком своей греховности, своего падения, своей погибели. От такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством веры, смирения  и покаяния…. Не сознающий своей греховности, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином…» (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Творения. СПб., 1905. Т. IV. С. 378, 227)

 

Кто как не наркоман видит свое падение и свою погибель. В этом духовный смысл болезни, в Боге и вере духовный путь ее исцеления.

 

Примечателен случай с американским бизнесменом, страдавшим алкоголизмом. Он обратился за помощью к К. Г. Юнгу, тот разъяснил ему механизм заболевания в мельчайших деталях, уверенный в своем выздоровлении тот вернулся домой и почти сразу сорвался в «запой». В недоумении он вернулся к Юнгу и попросил честно сказать есть ли у него шанс на выздоровление. Юнг ответил, что нет, но сказал, что встречал людей, которым удалось справиться с этим заболеванием с помощью духовного пробуждения.

 

Реабилитация наркозависимых – это длительный процесс изменения поведения и мышления зависимого человека, который строится на основании определенных нравственных принципов и учитывает особенности заболевания.

 

Основное внимание в процессе уделяется мыслям, чувствам, отношениям с другими людьми и смыслу жизни. Все эти сферы у наркозависимых сильно повреждены и требуют долгого и кропотливого восстановления, а то и постройки с нуля. Причем на первых, а иногда и на всех, этапах реабилитации, человек противится и отстаивает привычный образ мыслей и поведения.

 

Если бы я описывал свою реабилитацию, я бы описал ее в категориях веры, честности, понуждения, послушания, доверия и принятия, причем именно в такой последовательности. Беседуя с другими людьми, я видел, что вера и честность не являются основаниями выздоровления, но эти люди закончили реабилитацию и остаются трезвыми от года до пяти лет. Значит, реабилитацию можно мерить и какими-то другими категориями.

 

Считается, что ключом к выздоровлению является честность. В программе Анонимных Наркоманов и Анонимных Алкоголиков говорится, что выздоравливать неспособны люди, неспособные к честности. Мы предположили, что ключевой категорией выздоровления является вера, доверие людям, которые говорят, как выздоравливать. Что все начинается с этой веры, неспособны к выздоровлению люди, неспособные поверить другим. Безусловно, доверие другим и личная честность очень связаны. Верный сам и другим доверяет. Но вот как раз этой собственной верности нет ни у кого из начинающих выздоровление зависимых.  Необходимо понять, с чего начинается выздоровление, не выздоровление, как нахождение на реабилитации, а выздоровление как принятие принципов выздоровлении – честности, послушания, принятия, терпения недостатков окружающих. Как и когда и почему человек принимает решение быть честным и почему не принимает. Необходимо выделить ключевые факторы выздоровления, благодаря которым можно понять, выздоравливает ли человек или нет.

 

Трезвость – это стиль жизни, это путь обдумывания, путь действий, путь обращения к другим людям. Это философия жизни. Все навыки, необходимые для долгосрочной трезвости, направлены на обретение внутреннего покоя и поиск смысла и цели жизни.

 

В жизни выпускников есть несколько возможностей или путей для сохранения трезвости. Это возможность выздоравливать по программе Анонимных Наркоманов, возможность оставаться в сообществе ЦЗМ в качестве сотрудника или волонтера реабилитационного центра, возможность сохранять трезвость в сообществе верующих людей, возможность сохранять трезвость вне всяких сообществ.

Рубрики: Статьи