Злость

Возникает в ответ на нежелательную ситуацию. Полезное свойство: оценочная — показывает, что не нравится в ситуации, энергетическая — дает силы для изменения ситуации. Вредные: излишняя злость возникает, когда границы человека слишком широкие (много что сильно не нравится).

Раздражение

Возникает в ответ на размытие границ, когда непонятно, кто за что отвечает (к примеру, он так себя вести не должен, но я не должен вмешиваться). Полезное свойство: оценочная — подсказывает, что границы размыты, энергетическая — дает силы для изменения, переопределения границ. Излишнее раздражение возникает тогда, когда собственные границы размыты, непонятно, за что отвечаю я, а за что другие.

Обида

Возникает, когда не оправдываются положительные ожидания от отношения другого человека в отношении себя. Полезное свойство: оценочная — подсказывает, когда ко мне нежелательно относятся, энергетическая — дает силы для работы по изменению отношения к себе. Излишняя обида возникает тогда, когда человек излишне зависит от мнения других.

Вина

Гнев на себя за нарушение социальных норм. Полезное свойство: оценочная — подсказывает, когда веду себя неправильно, энергетическая дает силы для изменения своего поведения. Излишняя вина возникает тогда, когда человек ставит социальные нормы выше своих.

Стыд

Возникает в ответ на несоответствие себя каким либо нормам. Полезное свойство стыда: помогает изменению себя, саморазвитию. Излишний стыд: человек считает себя в принципе плохим.

Работа с эмоциями с ситуативными эмоциями ряда злости идет через правило Осознанность, Ответственность, Оценка.

1) «Прислушаться» к своей эмоции, о чем говорит эта эмоция (о каких нарушениях границ).

2) Через Разум проанализировать, согласны ли вы Осознанно с тем, что подсказывает вам автоматическая эмоция? Если не согласны, то какая эмоция больше уместна? Если согласны, то соответствует ли эмоция по интенсивности событию?

3) Решаете ли вы применить энергию эмоция для изменений (можете ли вы в этой ситуации произвести изменения? Хотите ли что-то менять? Считаете нужным?).

4) Если решаете действовать, то поставьте цель изменений, составьте план и в чем может помочь эмоция.

Эмоции ряда страха

Возникают в ответ на возможную опасность. Полезное свойство — помогают подготовиться к опасности, в норме возникают на будущее. Вредное — когда вместо подготовки к опасности мешают действовать.

Излишний страх — не дает предпринимать действия. Недостаточный страх — недооценка опасностей.

Работа с ситуативным страхом:

1) «Прислушаться» к своей эмоции, о чем говорит эта эмоция (о какой опасности предупреждает?).

2) Через Разум проанализировать, согласны ли вы Осознанно с тем, что подсказывает вам автоматическая эмоция страха (интенсивность страха = сила возможного события * вероятность этого события)? Если не согласны, то какая эмоция больше уместна?

3) Решаете ли вы применить энергию эмоции для подготовки к событию (можете ли вы в этой ситуации подготавливаться? Хотите ли подготавливаться? Считаете нужным подготавливаться?).

4) Если решаете подготавливаться, то поставьте цель подготовки, составьте план и в чем может помочь эмоция страха?

Эмоции ряда грусти, печали

Возникают в ответ на потерю, утрату, ошибку и т. д. Полезное свойство — помогают приобретению опыта. Излишняя печаль — человек «зависает» в прошлом, без способности его переработать. Недостаточная печаль — человек не приобретает опыт из своих ошибок.

1) «Прислушаться» к своей эмоции печали, о чем говорит эта эмоция (о какой потере говорит печаль?).

2) Через Разум проанализировать, согласны ли вы Осознанно с тем, что подсказывает вам автоматическая эмоция грусти, печали (действительно ли есть потеря в прошлом, ошибка и т. д.)?

3) Нужны ли выводы (через оплакивание ситуации)?

4) Если решаете подготавливаться, то поставьте цель подготовки, составьте план и в чем может помочь эмоция страха?

Правила по отношению к эмоциям

1) Относитесь к вашим эмоциями как к друзьям, а не как к врагам, которых следует избегать.

2) Не забывайте, что нет плохих эмоций, а есть эмоции испытываемые не в то время, не в том месте, не с той интенсивностью.

3) Прислушивайтесь к тому, о чем говорят вам эмоции.

4) Учитесь переживать ваши эмоции конструктивно, с пользой, а не с вредом.

5) Учитесь осознавать, выражать и с пользой использовать ваши эмоции.

6) Используйте ваши эмоции для помощи в принятии решений.

Рубрики: Статьи